О положении науки в Украине

«Тогда считать мы стали раны. Товарищей считать.» (Ю.Лермонтов, Бородино)

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования 13 марта 2013 года проводит слушания в Комитете по вопросу «О положении и законодательном обеспечении финансирования научной и научно-технической деятельности».

К слушаниям в парламентском комитете были подготовлены информационные материалы Министерством образования и науки Украины (укр) и Национальной академией наук Украины (укр).

Експресс-анализ информационных материалов, подготовленных двумя ведущими государственными ведомствами страны выявил ряд моментов, которые характеризуют особенности государственных подходов к решению актуальных проблем современного развития научно-технологической сферы Украины (полный текст експресс-анализа на укр.)

Подготовленные информационные материалы имеют ряд недостатков структурного и аналитического характера. Материалы перегружены описательным изложением показателей официальной статистической информации и их графическими изображениями, что увеличивает объем информационных документов. В то же время, используется недостаточное количество аналитических показателей (индикаторов) о положении и тенденциях развития сферы научной, научно-технической деятельности, в первую очередь по международной методологии. В частности, не использованы такие основные индикаторы, как

валовые внутренние расходы на исследования и разработки (GERD – Gross Expenditure on research and development) на 1 исследователя в эквиваленте полной занятости;
валовые внутренние расходы по источникам финансирования (государственный сектор, предпринимательский сектор, сектор высшего образования, сектор неприбыльных организаций);
валовые внутренние расходы по секторам использования (государственный, предпринимательский, высшего образования, неприбыльных организаций).
В то же время, совсем не представлены структурные проблемы научно-технологического развития в Украине
модельные (доминирование государственной институциональной формы научных учреждений, корпоративность научных учреждений,
социальные (доминирование солидарной системы оплаты труда научных работников, неопределенность статуса ученого-исследователя),
профессиональные (государственная иерархия научных степеней и ученых званий, не соблюдение принципа социальной паритетности для занятий профессиональной деятельностью учеными вне научных учреждений.

Государственные мероприятия  решения проблем, освещенных в информационных материалах ведомств, направлены в основном на использование прямых инструментов государственного регулирования, в том числе относительно

  • применения бюджетного финансирования органами исполнительной власти и национальными академиями наук;
  • увеличения объемов программно-целевого финансирования главными распорядителями бюджетных средств;
  • увеличения размеров и количества грантов, премий и стипендий при распределении их органами государственной власти (Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины) или государственными научными корпорациями (НАН Украины, другими отраслевыми академиями наук).

Использование же методов непрямого государственного регулирования (грантовое обеспечение, льготного налогообложения) является узким и связанным с одновременным усилением прямых, административных методов обеспечения государственной функции контроля за финансированием научной, научно-технической деятельности в Украине. А это нивелирует позитивный характер непрямого государственного регулирования и дискредитирует возможности внедрения неадминистративных методов государственного управления в сфере научно-технологической деятельности Украины.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting