Угол отражения равен углу падения, часть 3

Сегменты эффективности

Сильные стороны — это не навыки, это способности (Питер Друкер, Менеджмент в некоммерческой организации)

Последовательность индивидуальных критериев эффективности деятельности для руководителя не имеет особого значения. Тем не менее, без соответствующего уровня образования сложно ожидать от руководителя человека понимания фундаментальных основ и закономерностей развития в выбранной им сфере реализации. Опыт управленческой работы биологически связан с возрастом руководителя. Включать в стаж руководителя – его первые председательствования в детских и юношеских организациях общественного типа (кружки по интересам, школьные и студенческие советы и т.д.) тоже нецелесообразно. Эти, ранние проявления личностных способностей являются определяющими для осознанного выбора человеком профессионального сферы своей реализации, не более того.

1.Уровень образования руководителя.

Уровень образования руководителя может быть формальным и неформальным. К формальному образованию относится овладение им знаний в признанных государством учебных заведениях для получения профессиональной академической степени специалиста, бакалавра или магистра. К формальному образованию относится также послевузовское обучение с целью последующей публичной защиты научной степени доктора (кандидата) наук.

Для эффективного управления сферою научно-технологической деятельности, образование руководителя должно соответствовать уровням 5А, B и 6 международной стандартной квалификации образования – МСКО97. Необходимо отметить, что образование руководителя на уровне 4 МСКО97 является недостаточным для эффективного руководства, поскольку целью обучения на этом уровне является расширение квалификационных возможностей человека, приобретенные им в общеобразовательной системе.

К неформальному образованию руководителя относится его учеба в рамках программ повышения квалификации на государственном, международном или частном (общественном) уровне. Квалификационные навыки, полученные им в результате окончания неформального обучения, и которые направлены на дополнение (расширение) формальных компетенций, могут учитываться как официально признанные квалификации.

2.Возраст.

Биологический возраст руководителя имеет меньшее значение для определения его эффективности, чем для профессионала в сфере творческой деятельности, например, научно-технологической. Однако, руководитель, как и любой другой человек, в своем профессиональном развитии проходит определенные стадии роста: рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть.

Жизненный цикл профессиональной деятельности человека состоит из таких основных этапов (фаз):

  1. Обучение азам профессии, получение конкретных умений, знаний и навыков. Ключевое слово – Учеба.
  2. Использование навыков и приобретение практического опыта. Ключевое слово – Усовершенствование.
  3. Использование в практической деятельности приобретенного профессионального опыта, в том числе в смежных областях деятельности. Ключевое слово – Практика.
  4. Получение наград за результаты осуществляемой профессиональной деятельности. Ключевое слово – Награда.

Временная продолжительность каждого из этапов жизненного цикла профессии не является нормированной величиной и может отличаться в каждом конкретном случае. Продолжительность фаз жизненного цикла зависит от множества факторов: случайных и систематических, внешних и внутренних. Наиболее универсальным для всех видов профессиональной деятельности является продолжительность первой фазы жизненного цикла, учебы, которая составляет от 2 до 5 лет (для ученых). Фаза усовершенствования для руководителей длится в среднем 5-7 лет, фаза практики – в течение всей оставшейся карьеры. Для творческих людей фазы усовершенствования и практики переплетаются, они составляют суть их профессиональной карьеры.

Ключевым для определения эффективности профессиональной деятельности руководителя является время наступления для него фазы наград.


Если награды приходят к руководителю на жизненной фазе его учебы, то, в соответствии с принципами модели жизненного цикла Ицхака Адизеса, это означает «детскую смерть» такого руководителя как профессионала. Награждение на фазе усовершенствования может стимулировать рост руководителя, либо привести к неосуществленным творческим наработкам в сфере его реализации. Награждения в течение фазы практики, особенно в активном биологическом периоде руководителя – от 30 до 50 лет, могут породить такие явления, как аристократичность, «охоту на ведьм» (50-55 лет) и «махровую» бюрократию в предпенсионном периоде.

3.Опыт управленческой работы.

Опыт управленческой работы тесно связан с профессиональным возрастом руководителя, что позволяет оценить, в какой фазе профессионального жизненного цикла находится человек, который занимает высшие государственные посты. Сам факт занятия управленцем государственного поста становится для него профессиональной наградой и определяет дальнейшие возможности его реализации.

Если предыдущая профессия топ-управленца не связана непосредственно с государственной деятельностью (сфера образования, науки, общественные и политические организации и т.п.), то опытом управленческой работы считается пребывание на руководящих должностях, аналогичных государственной службе.

Все перечисленные личностные критерии эффективности образуют полусферу эффективности руководителя, которая состоит из трех соответствующих сегментов (Образование, Возраст, Опыт). Сокращенно, О-В-О. На эту полусферу индивидуальных способностей и опирается в основном руководитель в сфере своей профессиональной реализации.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting