Обіцянки-цяцянки, часть 4

аватар ПРПредвыборная Программа партии власти – Партии регионов

«Здесь первые на последних похожи и не меньше последних устали, быть может…» / Скованные одной цепью / 

Начнем, пожалуй, с предвыборной Программы Партии регионов (ПР), которая является правящей в данный момент, а потому имеет больше предпосылок для удовлетворения критериям анализа. Не стоит забывать и о том, что предвыборная программа кандидата в Президенты, В.Януковича, «творчески» перерабатывается в ежегодных посланиях Президента Украины к Верховной Раде Украины. Также, ежегодно, составляются Национальные (?!) планы развития страны, по которым и должны работать правительство и местные администрации Президента Украины…Прохождение Партии регионов в Верховную Раду Украины 2012 года созыва не подлежит сомнению. Даже, если бы все «провалы» в политической, экономической, внешнеполитической, социальной и научно-технологической сферах деятельности правящей партии вдруг воплотились в единую катастрофу государственного масштаба…

Например, на выборах Президента-2010, действующий Президент, В.Ющенко набрал 5,45% голосов. Что вполне хватило бы для преодоления барьера в… Верховную Раду-2012.

Поэтому, за партию власти всё равно проголосуют результативно. (Баллов – 1)

  1. Основная цель предвыборной программы ПР является несколько размытой в формулировках, и отражает преимущественно социально-экономические начала. Пожалуй, к главной цели программы можно отнести один из главных призывов: «Шлях ВІД СТАБІЛЬНОСТІ – ДО ДОБРОБУТУ – це шлях національного прогресу заради нової якості життя громадян України!»

Концепция общества знаний, изложенная во Всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знаний» в 2005 году предполагает, что в основе общества знания лежит возможность «находить, производить, обрабатывать, преобразовывать, распространять и использовать информацию с целью получения и применения необходимых для человеческого развития знаний». А новые экономические и социальные преимущества, полученные от выбранного обществом такого пути своего развития, приобретаются в результате диверсификации интеллектуального потенциала нации.

В любом случае, политического намерения построения основ общества знаний в предвыборной программе, к сожалению, не обнаружено.  (Баллов – 0)

  1. Реформирование научно-технологической сферы страны, равно как и инновационной инфраструктуры не предусмотрено в представленной программе. А это значит, что ниспадающие тенденции деградации научно-технологического потенциала Украины продолжатся. Самое главное богатство современного государства – интеллектуальный потенциал будет вымываться за границу уже на этапе его формирования (получение высшего образования). «Интеллектуальная свобода», как один из приоритетов «Страны свободных людей», в таком случае, будет не более чем «кабинетной» привилегией. А, с учетом неподвластного системе государственного управления развития информационного общества в Украине, тенденции интеллектуального «аутсорсинга», характерные для сферы разработки программных продуктов, распространятся на остальные отрасли применения научного знания.

Научно-технологический потенциал как конкурентное преимущество страны не учтен в международном сотрудничестве. Подобный взгляд делает однобоким подход к внешнеэкономическим связям Украины, поскольку не выделяет повышение конкурентоспособности страны за счет экспорта высокотехнологической продукции и услуг. А этот критерий является определяющим в мировом распределении товаров и услуг. (Баллов – 0)

  1. Треугольник знаний не упоминается в предвыборной программе.  Однако это понятие фигурирует в экспертном докладе для Президента Украины в его ежегодном Послании к Верховной Раде в 2010 году.  Институциональной формой треугольника знаний должен бы стать исследовательский университет (Постановление Кабинета Министров Украины от 17.02.2010 года «Положение про исследовательский университет»). С другой стороны, сама по себе легализация статуса исследовательского университета еще не решает проблем взаимодействий между участниками (учеными, студентами, преподавателями вузов и предпринимателями) внутри «треугольника знаний». К тому же, в мире существует и такая форма, как предпринимательский университет…

Уменьшает значимость новой для Украины формы университетской деятельности и продолжение «традиции» искусственного повышения статуса высшего учебного заведения: институт — университет – национальный университет, а теперь, исследовательский университет. И это делается с целью увеличения возможностей финансирования ВУЗа за счет средств государственного бюджета. Этому способствует и централизация государственного управления системой высшего образования в Украине.

Таким образом, отсутствие политического понимания роли современных университетов в построении общества благосостояния в Украине нивелирует основную цель программы.  (Баллов – 0)

  1. Раскрытие потенциала цифровой экономики – это, пожалуй, то немногое, что может быть позитивным в представленной программе партии.

В частности, анонсированы мероприятия по развитию современной цифровой экономики:

- компьютеризация школ;

- налоговые льготы для развития бизнеса в сфере информационных технологий,

В последнем направлении нет важного уточнения относительно размеров субъектов предпринимательской деятельности: единоличники, малые и средние предприятия, крупные предприятия. А в свете постоянных налоговых «новаций» такие льготы предоставляют только крупным субъектам-монополистам, что не способствует развитию инноваций в сфере ИТ.

Развитие основ цифрового общества находит свое логичное подтверждение и в упомянутой выше «интеллектуальной свободе» человека, которая невозможна без свободного доступа к информации.  (Баллов – 1)

Итого: 1+0+0+0+1 = 2!

Применяя графическую интерпретацию полученных результатов, получаем такую картинку.

дом Партии Регионов

Такое представление (блок 2) свидетельствует о «внешних» источниках раскрытия цифрового потенциала экономики. Например, компьютеризация школ, хоть и выполняется в рамках национальных программ информатизации, но является жизненной необходимостью, а не средством достижения целей. Выделение денежных средств из государственного бюджета на эти задачи, в том числе и через установку веб камер для выборов народных депутатов в 2012 году, не является связанным с национальными приоритетами по построению общества знаний в Украине.

Как известно, информационная грамотность населения является необходимым, но не достаточным условием для обновления и развития ее научно-технологического потенциала. А значит, существуют предпосылки для увеличения качества, а также количества миграционного потенциала украинского общества в более развитые страны мира. А появившиеся ниши трудового потенциала будут заполняться выходцами из бедных азиатских и африканских стран.

(Продолжение следует)

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting