Обіцянки-цяцянки, часть 10

Парламентские перспективы научно-технологического развития Украины после 2012 года

«Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает, я за тобою следую тенью, я привыкаю к несовпаденью» (из к/ф «Большая перемена»)

Анализ научно-технологической составляющей предвыборных программ шести ведущих политических партий (Партии регионов (2), ВО Свобода (1), КПУ (1), Наталии Королевской «Украина – вперед» (1), Виталия Кличка «Удар» (3), Объединенной оппозиции ВО «Батькивщина»(2)) показал, что ни одна из них не имеет современного стратегического видения развития страны. Отдельные программные задания партий направлены на модернизацию сферы высшего образования и построения структурных элементов информационного общества. Что, в свою очередь, лишь подчеркивают отсутствие целостных подходов к формированию в Украине современной научно-технологической политики.

1. Политическая состязательность направлена, в основном, на достижение и укрепление властных позиций этих политических сил. Политические обещания поданы в контексте неосознанной  перспективы (неосвещенной в предвыборных документах) развития украинского общества.

Главной целью всех, без исключения, политических партий является попадание в парламент-2012. Что, одновременно, есть и самоцелью. Основным принципом политических соревнований видится противопоставление своих выпяченных достоинств гипертрофированным недостаткам политических оппонентов. И не только врагов, но и… друзей. Явных и неявных. Реальных и мнимых.

И эта особенность ,к большому сожалению, является первой, которая объединяет все политические силы.

2. Построение основ общества знаний в Украине является вторым признаком, который объединяет политические силы на пути в парламент-2012… Вернее, отсутствие даже упоминания о такой возможности для дальнейшего развития нашего государства в ближайшем будущем. Что, в свою очередь, удручает не меньше, чем публичный антагонизм дебатов политических оппонентов.

Возникает устойчивое ощущение того, что Украина в своем нынешнем развитии попала в своеобразную петлю времени: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед, и только все вместе!» Ни европейский «выбор» стратегического видения развития общества (Стратегия «Европа-2020»), ни российский вектор имперских амбиций технологического превосходства над США в оборонной сфере, ни китайский опыт высокотехнологического коммунизма, – не послужили примером для составителей предвыборных программ политических партий.

Возможно, политическая Украина все еще занята поисками своего геополитического местоположения? Или, ассиметрия международных отношений настолько не вписывается в партийную идеологию, что украинские партии намереваются вновь построить общество… справедливости? В отдельно взятой стране?

Или, все же, политические партии сделают первый стратегический шаг, и раскроют свои стратегические планы по «обустройству» Украины? Потому, как отдельные направления, разделы и пункты программных положений не проясняют главных стратагем партий: в каком обществе видится им украинский народ?.. Про коммунистов – ни слова!

3. Похоже, что сфера научно-технологической деятельности в Украине остается “terra incognita” для абсолютного большинства политических партий. Во всяком случае, о реформировании этой важнейшей сферы деятельности в предвыборных обещаниях – ни слова…

Не сомневаюсь, что проблемы развития отечественной науки и технологий, вместе с инновациями не являются откровением для ведущих политических партий. Не удивляюсь, что ставка на интеллектуальный потенциал нации не является эффективной в предвыборной агитации. Хотя бы потому, что интеллектуальный избиратель в своем политическом выборе слишком… избирателен, в своих суждениях достаточно… самодостаточен, и реальными действиями политических сил (особенно при власти) довольно… недоволен. А именно, всеми политическими партиями, за:

- игнорирование сферы его профессиональной жизнедеятельности;

- сужение ареала его обитания;

- ограничения возможностей его интеллектуального самовыражения;

- успешное освобождение его от …автономии и академических свобод.

И это является прямым следствием планомерного проведения бессистемной, государственной научно-технологической политики в течение последних двух десятилетий. А количественные результаты научной политики можно свести к нескольким основным показателям (индикаторам).

Основные показатели сферы научно-технологической деятельности в Украине

1992

2011

Количество научных организаций, единиц

1350

1255

Численность штатного персонала, занятого исследованиями и разработками в научных организациях, человек

248455

84969

Количество персонала, занятого исследованиями и разработками в расчете на 1000 людей занятого населения (в возрасте 15-70 лет), человек

7,0*

5,4

Интенсивность исследований и разработок (доля расходов на выполнение исследований и разработок в ВВП), %

1,54

0,73

* с 1995 года

Два последних индикатора являются международными показателями научно-технологической деятельности, а значит сопоставимыми с соответствующими индикаторами других стран мира. И по этим показателям Украина давно не является примером для подражания, пропустив впереди себя практически все страны Европы, за исключением Румынии…

Подобное отношение со стороны государства (ведущих представителей политических партий, пребывающих у власти) является парадоксальным. Хотя бы тем фактом, что в составе каждой из политических сил Украины есть лица, имеющие ученую ступень доктора или кандидата наук. А доктор (кандидат) наук, как известно, является высококвалифицированным специалистом в сфере научно-технологической деятельности. Они же считаются исследователями высшей квалификации в области своей профессиональной деятельности, априори (!) осознают проблематику сферы исследований и ее органическую взаимосвязь с другими научными направлениями. А пребывание таких людей среди лидеров политических партий должно бы позволить и выйти им на осознание проблем научно-технологического развития и в масштабах всей державы (теоретически)! А также, определиться с возможными (оптимальными или рациональными) путями  выхода из кризиса своих, «родных», научных областей! И, даже, всей, отечественной научной системы…

Полагаю, что корни этой, этической проблемы государственного масштаба лежат не в плоскости «нет пророка в родном Отечестве», а на поверхности…

Как раз социальной проблемой докторов (от?) науки являются «заземленные» принципы морального характера, когда ради сиюминутного личного состояния в жертву приносятся будущие поколения, в том числе и в науке…

4.Сфера образования традиционно небезразлична всем политическим партиям Украины. Может, оттого, что «знание это сила», или потому, что к этой сфере деятельности в той, или иной степени имеет отношение подавляющее большинство жителей-избирателей? Некоторые из них непосредственно, как то: профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, а также научно-педагогические и педагогические работники во всех учебных заведениях (от дошкольных, до университетов) страны, студенты. Остальные же, опосредованно, как-то родители студентов и учащихся…

Впрочем, о значимости «треугольника знаний» в построении основ современного общества в Украине в предвыборных программах (!) упомянули только 2 партии из шести… Что оставляет открытым вопрос об истинном «двигателе» социально-экономического развития страны вне рамок динамичной системы «образование-наука-инновации».

И в этом, сфера образования является четвертым признаком объединения парламентских интересов выбранных политических партий. С разным видением роли, функций и механизмов государственного управления. Места высшего образования в развитии современного общества, его влияния на социально-экономический прогресс и решения стратегических задач управления.

5.Раскрытием потенциала цифровой экономики озабочено большинство политических сил (кроме КПУ и ВО «Свобода»). Однако не всеми политическими партиями была отмечена «ползучая», мировая, информационная революция, во всем мире. А значит и предложены свои рецепты применения высоких технологий на родине, в Украине.

В тоже время, преимущества, которые предоставляют информационные технологии, не ограничиваются одной, или несколькими сферами их применения. Информационные технологии обладают, как известно, синергетическими свойствами, и распространяются на все сферы жизнедеятельности. Эффект от применения этих технологий схож с ожиданиями от бифуркации, – когда заранее неизвестно, в каком направлении произойдет качественный скачок; в какой сфере деятельности применение высоких технологий вызовет качественные изменения, а в каких – кардинально поменяет сами принципы деятельности…

Итоговая графическая интерпретация политического видения научно-технологических перспектив Украины обретает такие очертания в парламенте-2012 (без учета партийных знамен и возможных блоков/союзов фракций).

В результате проведенного сравнительного анализа научно-технологической составляющей предвыборных программ вероятных парламентских партий Украины, можно сделать такие выводы:

1)      Между политическими партиями много общего в их стратегическом видении научно-технологических перспектив Украины. Однако задания предвыборных программ очень плохо учитывают тенденции развития современного общества.

2)      Стратегическое видение направлено на решение актуальных проблем украинского общества, но с применением традиционных (устаревших) технологий государственного управления и регулирования отношений между государством, бизнесом и обществом в ключевых сферах жизнедеятельности человека (научно-технологическая, образовательная, информационная).

И все же. Наличие системных подходов к актуализированным в сравнительном анализе сферам деятельности в политических программах (полных версиях) этих партий, позволяют надеяться на то, заявленные предвыборные политические приоритеты не будут преданы забвению. После выборов. При прохождении в парламент. Политическое видение партий обретет современные стратегические качества; реализация программных целей станет системным явлением; предвыборные намерения не превратятся в фикцию; принятые государственно-управленческие действия не станут профанацией…

И, если предстоящие выборы не станут рубиконом в политической жизни страны, то только потому, что «Пока партии не очистятся, а их функционеры не научатся наконец слушать друг друга и сотрудничать, никакая вменяемая долгосрочная социально-экономическая политика в стране не появится…». Соответственно, государственная научно-технологическая политика не станет реальной, пока «…Так и будем шарахаться от инновационно-инвестиционных ориентиров к ориентирам социальным и назад».

Поскольку эти два понятия (политическая культура и социально-экономическое стратегическое планирование) являются взаимосвязанными на политическом фронте, то, возможно, уже настало время перемен… «Большая перемена»?

Иначе, парламентские перспективы научно-технологического развития Украины после 2012 года грозятся обратиться в очередное, украинское «дежа вю»: «А выдрузья, как не садитесь…» А, с учетом имеющихся тенденций деградации и факторов, их обуславливающих, через 5-10 лет исследователи из Украины будут известны в научном мире только, как за местом… рождения.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting